Стенограмма Форума сторонников Михаила Развожаева в кинотеатре «Россия»
– Дорогие друзья, однопартийцы! Позвольте поприветствовать вас на нашем мероприятии. Оно проходит в прекрасном месте, в только что отреставрированном зале кинотеатра «Россия», и уже само это – свидетельство происходящих в городе изменений, знак того, что Севастополь неуклонно преображается. Наконец-то это время – время перемен – настало. Я рада открыть наш сегодняшний форум, предоставив слово заместителю председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, секретарю Генерального совета партии «Единая Россия» Андрею Анатольевичу Турчаку. Прошу вас, Андрей Анатольевич!
Андрей Турчак, заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», приветственное слово:
– Дорогие друзья, единомышленники! Я искренне рад сегодня быть в очередной раз вместе с вами на форуме поддержки нашего кандидата, которому мы выказали свою поддержку при назначении врио губернатора чуть больше года тому назад: это Михаил Владимирович Развожаев. То, что было в городе год назад, и то, что мы видим сейчас, – это огромная разница. Это титанический труд, который проделала за это время команда губернатора. Смело могу сказать, что все, кто присутствует в этом зале, и все, кого вы представляете, а это сотни, тысячи людей, – это все команда губернатора. По прошествии года мы смело можем сказать, что не ошиблись со своим выбором, со своей поддержкой: буквально с первых дней работы Михаил Владимирович показал себя как эффективный руководитель. Руководитель, который сумел погасить конфликт или даже серию конфликтов, которые, к сожалению, осложняли и политическую, и хозяйственную жизнь, и повестку города-героя и совсем не подходили к этому высокому статусу – города федерального значения. Михаил Владимирович сумел наладить взаимодействие всех ветвей власти и заручиться поддержкой жителей города.
Всего за год с небольшим в Севастополе проделан большой объем работы. Перезапущена федеральная целевая программа. Начато строительство медицинского кластера. Михаил Владимирович – этакий тяжеловес, я бы даже сказал, «трактор», который уверенно проходит по московским коридорам и кабинетам: федеральный центр его слышит, уважает его позицию, поддерживает те инициативы, с которыми он обращается. Все эти инициативы направлены на одно: чтобы жизнь в городе становилась качественнее, чтобы город приводился в порядок. И сегодня, по прошествии года, это видно невооруженным глазом. Город «помылся». И это не просто регулярная уборка с помощью волонтерских субботников. Видно отношение к городскому хозяйству, видно, что все органы управления городом перенастроены на эту задачу. Реконструкция Большой Морской улицы, Матросского бульвара, Исторического бульвара – на самом деле это далеко не полный перечень. Всего не перечислить, это далеко не все.
Мы с вами вместе прошли непростой этап, последние 3–3,5 месяца, связанных с распространением пандемии коронавируса, и Михаилу Владимировичу пришлось принимать трудные решения. Он справился с этой угрозой на своем участке, могу сказать, если не лучше всех своих коллег, то совершенно точно лучше многих. В Севастополе были приняты решительные, эффективные меры, и при этом весь комплекс мер, которые правительство принимало, был сбалансирован. Губернатор лично участвовал в работе волонтерского центра «Мы вместе», и во многом благодаря ему удалось объединить на базе центра всех неравнодушных людей: бизнес, самые разные общественные организации. Михаил Владимирович доказал, что не боится сложных задач, ответственности, всегда открыт людям и готов всегда отвечать за свои слова. Я думаю, это качество ценно для политика, который каждый день, что называется 24/7, 365 дней в году занимается решением сложных, застарелых хозяйственных вопросов.
Я уверен, что все, кто присутствует в этом зале, поддерживают губернатора, и не из-за какого-то партийного конформизма, а по делу – потому что ему действительно есть что показать горожанам и гостям города за этот период. Хотел от себя лично, от лица Президиума Генерального совета партии всех вас поблагодарить за поддержку: и на словах, что тоже очень важно в этот непростой период, и на деле. Все мы являемся реальной командой губернатора, без вас многие из тех перемен, которые происходят сейчас в городе-герое Севастополе, были бы невозможны, просто бы не состоялись. Еще раз от лица «Единой России» и от себя лично хочу сказать вам спасибо, обороты сбавлять нельзя, мы вышли с вами на финишную прямую избирательной кампании. От того, как мы отработаем эти 2,5 недели, будет зависеть не только результат самой кампании: мы работаем не для победы ради победы, а для того, чтобы следующие пять лет Севастополь мог стабильно развиваться и тот задел, который удалось создать команде губернатора, превратился в уже реализованные проекты. Это и КОС, и медкластер, и целый набор проектов, который уже реализуется и должен быть выполнен руководством региона. В том, что жители города окажут ему свою поддержку, я не сомневаюсь. Благодарю вас за внимание. Михаил Владимирович, вам удачи на этом завершающем отрезке, у меня нет и толики сомнения, что у вас, и у нас всех вместе все получится!
Программное выступление врио губернатора города Севастополя М. В. Развожаева:
– Уважаемые друзья! Рад приветствовать в этом зале активистов партии «Единая Россия», «Общероссийского народного фронта», волонтеров движения «Мы вместе – Севастополь», представителей депутатского корпуса Севастополя, муниципальных властей, ветеранских организаций – всех, кто поддерживает мою кандидатуру на предстоящих выборах губернатора Севастополя. Для меня очень важно обсудить сегодня с вами основные тезисы программы, с которой иду на выборы.
Над этим документом я работал достаточно долго. Готов его сегодня представить вам. Труд достаточно объемный, но, надеюсь, каждый услышит в этих строчках те вещи, которые мы выработали вместе с вами за этот год и с которыми нам нужно будет идти дальше, добиваться, достигать результатов, чтобы город-герой Севастополь почувствовал перемены к лучшему.
Эта программа родилась не только из опыта работы, но из постоянного диалога с жителями, депутатами, политиками, представителями общественных организаций, экспертами, учеными. Мне, в том числе и с вашей помощью, поступили тысячи наказов севастопольцев с предложениями, критикой, советами по поводу настоящего и будущего нашего города.
Начну с главного: в чем вижу основной вектор развития Севастополя. Его очень точно определил Президент нашей страны в марте 2020-го на встрече с общественностью города. Тогда Владимир Владимирович Путин сказал, что «Севастополь по определению является патриотической столицей России».
Что это значит? Это значит, что Севастополь должен быть хранителем российского культурно-исторического наследия и центром патриотического воспитания. Содействовать этому – первая наша задача.
Но «патриотическая столица» – это не только уникальные памятники отечественной истории и культуры. Севастополь – третий, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, город федерального значения в России. Он должен стать одним из современных символов страны.
Поэтому вторая задача – создать эффективную экономическую модель, которая обеспечит устойчивое развитие Севастополя, гарантирует от внешних экономических шоков, обеспечит рабочие места и уровень доходов жителей, выполнение социальных обязательств.
И, наконец, третья задача. В Севастополе надо сформировать красивую и комфортную городскую среду, обеспечить высокое качество жизни. Коротко формулирую это так: «город для людей». Севастополь на протяжении всей истории служил и служит Отечеству, и его жители достойны жить в одном из лучших городов нашей страны.
Над этим предстоит много и упорно работать. Успех зависит от того, насколько правильно мы расставим приоритеты, наметим план действий на ближайшие годы.
Позвольте, коллеги, перейти к конкретным направлениям моей программы.
Первое направление – это сохранение уникального военно-исторического наследия города.
Задачами на ближайшую перспективу считаю:
В первую очередь, конечно же, приведение в порядок памятников, которые являются символами Севастополя. Монументальные композиции «Штык и парус», «Солдат и матрос» известны каждому. Тем более обидно, когда монументы такого значения и территории вокруг них находятся в запущенном состоянии.
Вопрос о переформатировании городской среды в районе мыса Хрустальный надо решать в целом. Не все тут просто. Имею в виду, конечно, бездумную, а в некоторых случаях незаконную коммерческую застройку, оставшиеся там недострои.
Но порядок мы обязательно наведем, и я уверен: с помощью специалистов-архитекторов выйдем на качественные решения по комплексной реконструкции территории на Хрустальном, включая, конечно же, сооружение там мемориального комплекса (пантеона) защитникам города в 1941–1942 годах. Необходимо создать единый архитектурно-художественный ансамбль, достойный памяти и уважения к героическим событиям нашей истории.
Разумеется, формирование такого важного для Севастополя градостроительного пространства будет проходить открыто, при активном обсуждении с общественностью города и специалистами.
Еще одна военно-мемориальная тема, к которой нужно привлечь внимание в ближайшие годы, – это состояние воинских кладбищ Севастополя. Предстоит большая работа по благоустройству на мемориалах погибших в Великую Отечественную войну. Да и в Первую оборону Севастополя. Всего в наших планах провести такие работы на братских кладбищах на Северной стороне, в поселке Дергачи и еще в 20 местах захоронений павших воинов в Севастополе и окрестностях.
Это особенно важно, потому что нашими севастопольскими поисковыми отрядами объединения «Долг» постоянно ведется работа на местах боев. Только в этом году на кладбище в Дергачах было перезахоронено свыше 350 погибших воинов.
Коллеги!
Севастополь – колыбель Черноморского флота. Поэтому особый акцент надо сделать на сохранении истории флота, пропаганде морских традиций. Рассчитываю, что вместе с командованием мы подготовим долгосрочную программу такой работы, включая деятельность ветеранских организаций по патриотическому воспитанию, показы техники и боевой выучки, создание кораблей-музеев.
Недавно первый такой корабль – сторожевик «Сметливый» – после 50 лет службы был передан флотом для организации музея. Думаю, что в перспективе это может быть целая линейка кораблей различного назначения со славным послужным списком. Фактически такой особый морской раздел парка «Патриот», который, не сомневаюсь в этом, будет пользоваться большой популярностью у севастопольцев и гостей города, способствовать патриотическому воспитанию молодежи.
Конечно, во всех начинаниях, связанных с сохранением исторической памяти поколений и патриотическим воспитанием, намерен тесно взаимодействовать с ветеранами Черноморского флота и Севастополя. Убежден, что наши ветераны – это одна из главных общественных сил города.
Собираюсь возродить Координационный совет ветеранских организаций Севастополя и готов его возглавить. Мнения ветеранов, их инициативы, нужды всегда будут в центре моего внимания.
Коллеги!
Заботясь об историческом наследии, надо наладить на территории города системную работу по выявлению памятников военной истории, которые, не имея охранного статуса, сегодня просто погибают.
Об этом говорил Президент в Севастополе в марте 2020 года, и я хочу обратиться к предприятиям, бизнесу, активистам военно-патриотических объединений Севастополя, нашим волонтерским движениям. Давайте реализуем проект по сохранению укреплений, которые обороняли когда-то Севастополь и на которых героически сражались его защитники. По далеко не полным данным, среди памятников военной фортификации Великой Отечественной войны и более раннего времени, которые находятся сейчас в заброшенном состоянии или вовсе на грани исчезновения, 57 имеют все признаки объектов культурного значения и должны быть сохранены.
Я участвовал вместе с волонтерами в нескольких субботниках по расчистке 15-й батареи и уверен, что такой проект найдет отклик. Пример Константиновской батареи, 35-й батареи показывает, как можно на основе восстановленных оборонительных сооружений сделать интереснейшие музеи и выставки по героической истории Севастополя.
Но я думаю не только о музейном использовании. Эти пространства могут быть переданы для реализации различных проектов молодежным, волонтерским объединениям города, социальным НКО, бизнесу, в конце концов, – прежде всего тем, кто будет участвовать в восстановлении. При условии, конечно, что планируемые там активности не будут противоречить мемориальному характеру места.
У нас есть хороший пример инициативы, реализуемой за внебюджетные средства, с широким участием Севастопольского военно-патриотического клуба и других общественных объединений, представителей бизнеса.
Я сейчас говорю о создании парка живой истории «Федюхины высоты». Предполагается сохранение памятных мест, связанных с древней и средневековой историей, со сражениями Крымской и Великой Отечественной войн, а также формирование 10 тематических площадок для фестивалей, реконструкций, знакомства севастопольцев и наших гостей с историей города, его окрестностей.
4 сентября этого года парк начнет свою работу как главная площадка 7-го Крымского военно-исторического фестиваля. Уверен, что парк в своем дальнейшем развитии станет для нас «якорным проектом» в деле пропаганды исторического наследия и патриотического воспитания.
Уважаемые коллеги!
Следующее направление нашей работы – это экономика города.
Не секрет, что свыше половины доходной части бюджета Севастополя формируется за счет поступлений из федерального бюджета и бюджета города Москвы. Эта помощь позволяет нам быстрее решать инфраструктурные и коммунальные проблемы, копившиеся годами из-за невнимания украинских властей к развитию Севастополя.
Мы благодарны президенту Владимиру Владимировичу Путину и федеральному правительству, мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину, московскому правительству за всестороннюю поддержку.
Вместе с тем, чтобы гарантировать устойчивое развитие Севастополя, нам надо увеличивать долю собственных доходов от городской экономики.
Путь в этом у нас только один: максимальная реализация конкурентных преимуществ и возможностей Севастополя.
Определилдля себя и правительства города семь приоритетов. Во всех случаях главным условием успеха считаю привлечение частных инвестиций и развитие государственно-частного партнерства.
Мы предлагаем бизнесу:
- инфраструктуру (технопарки, индустриальные парки), они в ближайшее время будут построены. Они есть в ФЦП в обновленной редакции;
- налоговые льготы по линии СЭЗ: только недавно добились сохранения пониженной ставки взносов по социальному страхованию для работодателей и резидентов СЭЗ;
- в процессе решения вопрос о подключении крупных банков, работающих в Крыму, к программам кредитования бизнеса и снижения ставок по кредитам.
Условия, которые мы ставим предпринимателям, просты и понятны. Бизнес должен быть:
- открытым и прозрачным;
- соблюдать законы и забыть о разного рода теневых и серых схемах;
- создавать рабочие места и платить налоги в Севастополе.
Теперь о каждом из экономических приоритетов.
Первое. Туристический кластер. Во главу угла при его создании надо поставить комплексный подход. Чтобы получить отдачу, нам нужен именно кластер, где все элементы взаимосвязаны, а не простой набор отдельных туристических точек и маршрутов – то, что мы пока видим сейчас.
Богатая история Севастополя и не менее уникальная природная среда дают нам широкие возможности для привлечения туристического потока. Но мы должны думать не только о новых активностях для туристов (хотя это очень важно и у нас есть проекты высокого уровня, такие как Севастопольская тропа, Балаклавская яхтенная марина, «винная дорога»), но об удобной для гостей города инфраструктуре транспорта, размещения, питания, обслуживания.
Поэтому вместе с Минтрансом России будем работать над созданием транспортного коридора от аэропорта Симферополя с использованием железнодорожного сообщения аэроэкспрессом. Будем достраивать трассу «Таврида» на последнем участке до Севастополя – восьмом участке.
Безусловно, для развития туристического кластера потребуются строительство и реконструкция гостиниц и в целом выход на более качественный уровень туристического сервиса.
Для этого, в свою очередь, нужны кадры, и я поддерживаю расширение специализации по туристическому бизнесу в севастопольских вузах и колледжах. Такая работа уже ведется, и она должна быть у нас особым приоритетом.
Я высоко оцениваю потенциальный вклад туристического потока в экономику в виде развития малого и среднего бизнеса, рабочих мест, доходов города. Вместе с тем считаю необходимым ставить вопрос о компенсациях дополнительной нагрузки, которая ложится в туристический сезон на коммунальную, транспортную и социальную инфраструктуру города.
Поэтому поддерживаю:
- введение в Севастополе курортного сбора;
- создание платных и перехватывающих парковок для туристического легкового транспорта;
- установление на федеральном уровне особых социальных нормативов для Севастополя с учетом проживания в городе туристов (до 200–300 тыс. чел. в месяц в сезон).
Возможны и другие меры, вытекающие из общего подхода: туристический бизнес при всей его важности не должен наносить ущерб жителям города.
Следующий приоритет – виноделие и виноградарство. Он акцентирует естественную историческую специализацию аграрной зоны окрестностей Севастополя и не требует поэтому особых комментариев. Единственное, что хотел бы подчеркнуть: развитие винодельческого кластера необходимо тесно увязывать с развитием туризма. Проект «Терруар Севастополя» – шаг именно в этом направлении, формирующий уникальный туристический продукт.
И второе – необходима подготовка специалистов виноградарства и виноделия на базе профильных учебных заведений Севастополя. Чтобы отрасль жила и развивалась, нам обязательно нужно создавать собственную кадровую базу.
Третьим экономическим приоритетом считаю строительную отрасль.
В Севастополе свыше 24 девелоперских компаний, которые могут строить порядка 350 тыс. кв. м жилья в год. То есть за пять лет можно ввести до 1,5 млн кв. м. Отрасль лидирует по количеству занятых в городе (свыше 7 тыс. чел.), располагает собственным производством стройматериалов и базой подготовки кадров (Институт города Севастопольского ГУ и строительный техникум). И дает ежегодно почти 1,5 млрд руб. налогов в бюджет.
Безусловно, у отрасли есть перспективы, и мы видим это по числу новых строительных площадок. Но хочу предупредить: правительство усилит контроль за деятельностью строительных компаний.
В Севастополе не будут больше возникать кварталы, что называется, «в чистом поле», без надежных коммуникаций, дорог, социальных объектов. Прошу застройщиков принять это к сведению и, как говорится, не обижаться, правила будут установлены навсегда, и надо будет им следовать.
Мой принцип: только комплексная застройка cо всей сопутствующей инфраструктурой и выполнением градостроительных требований, включая внешний архитектурный облик возводимых домов. И, конечно, стараемся полностью уйти от точечной застройки, которая также долгое время превалирует.
Строить должны, конечно, только сертифицированные девелоперы, имеющие все необходимые утвержденные документы по проекту и земельному участку. С «самостроями» мы должны решительно закончить.
Коллеги!
Один из самых больных вопросов – доступность жилья. Надеяться на то, что цена метра в южном курортном городе существенно снизится сама собой, не приходится, сколько бы мы ни строили. Выход вижу в развитии ипотеки по приемлемым для горожан ставкам. По сравнению с 2019 годом они уже уменьшилась с 10,3 где-то до 8,2 %, и в городе в год выдается около 1 тыс. ипотечных кредитов. Этого, конечно, совершенно недостаточно, и объем кредитования надо наращивать!
Принципиальным для Севастополя считаю возвращение к практике строительства не только коммерческого, но и социального жилья. В первую очередь служебного – для специалистов бюджетной сферы города: работников медицины, образования, культуры, спорта. Это важнейшее решение, которое позволит снять многие острые проблемы в социальной сфере города, где такого жилья не строилось десятилетиями.
Я обращался по этому вопросу к Президенту страны Владимиру Владимировичу Путину и получил поддержку. Теперь нам предстоит в ближайшие годы выполнить крупный проект комплексной застройки социального жилья на 250 тыс. кв. м, который должен полностью удовлетворить все наши потребности.
Коллеги!
Возвращаясь к экономическим приоритетам, четвертая наиболее перспективная отрасль – развитие высоких технологий.
Убежден, что имеющиеся в городе база и интеллектуальный потенциал могут вывести нас в лидеры в сфере ИТ-бизнеса. В проект ИТ-парка, ориентированного на создание и экспорт программного обеспечения и других цифровых продуктов, планируется привлечь до 1,5 млрд руб., причем это частные инвестиции, и такие заявки уже поступают сейчас в правительство. При этом дело не только в финансовых результатах (кстати, к 2025 году выручка резидентов ИТ-парка может достичь почти 10 млрд руб.), а в том, что это – рабочие места и профессиональные возможности для нашей талантливой молодежи.
Большие надежды возлагаю на внедрение в производство и других высокотехнологичных разработок наших вузов и исследовательских институтов. Сейчас правительство города готовит проект создания на базе Севастопольского госуниверситета и Севастопольского филиала МГУ научно-образовательного центра «Морские науки, технологии и региональные экосистемы». Это – значительная адресная поддержка нашей науки, высшей школы и высокотехнологичного сектора экономики города. Предполагается, что в центр войдут также профильные университеты и институты Владивостока и Калининграда, а партнерами, внедряющими в производство новые технологии, станут «Ростех», ОСК, «Алмаз-Антей», другие индустриальные гиганты.
Еще три отрасли, которые считаю для себя приоритетными, находятся в настоящее время в сложных условиях. По ним более всего ударил сначала разрыв в «украинский период» налаженных связей с российской экономикой, а затем санкционный режим, с помощью которого Запад с достойным лучшего применения упорством пытается задушить развитие Севастополя. Это промышленное производство и судостроение, рыболовство и портовое хозяйство.
Полагаю, что в течение ближайших 3–4 лет у нас есть шансы не только стабилизировать ситуацию в этих традиционных для города отраслях, сохранить коллективы, профессиональные и технологические компетенции, но и создать условия для роста производства.
Планируем привлекать инвестиции в промышленность, включая судостроение, ремонт, сервисное обслуживание судов, через открытие в городе индустриальных парков и технопарков со льготными режимами бизнеса. Только в индустриальном парке «Гераклид» рассчитываем создать условия для работы более 20 промышленных компаний. Это должно дать свыше 1 200 рабочих мест и 3,5 млрд руб. инвестиций.
Серьезная работа идет с «Объединенной судостроительной корпорацией», которая планирует модернизировать производство на крупнейших судостроительных заводах города и разместить заказы в рамках госпрограммы вооружений (до 10 млрд руб. инвестиций). Перспектива есть и в отношении гражданского судостроения. Российские транспортные компании в Азово-Черноморском бассейне нуждаются в судах разных классов, включая пассажирские. Есть большие потребности в обновлении рыболовного флота.
Правительство города готово стимулировать приход инвесторов в рыболовную отрасль. Полагаю, что в данном случае, когда потеряна основная промысловая база в Атлантике, наиболее перспективно освоение новых технологий (таких как аквакультура) и углубление переработки продукции, которую дает промысел в Черном море. Там, где севастопольские рыбаки, несмотря ни на какие проблемы, сохраняют первенство по вылову рыбы.
Вместе со специалистами вижу варианты и для развития Севастопольского морского порта. Они связаны, во-первых, с появлением прямого выхода на российскую железнодорожную сеть через Крымский мост. Во-вторых, с развитием грузового сообщения со странами Ближнего Востока и Северной Африки, которые не поддерживают санкции. Переговоры на эту тему уже проведены с представителями Сирии в отношении порта Тартус.
Уважаемые коллеги!
Устойчиво работающая экономика – не самоцель, а одно из средств решения третьей главной задачи, о которой я говорил в начале: «город для людей».
«Севастополю – столичный облик!» – вот, если коротко, мой призыв в том, что касается городского хозяйства и городской среды.
Пока по этим позициям мы занимаем в федеральном рейтинге 51-е место из 63-х сопоставимых по размерам городов страны. Думаю, все вы со мной согласитесь, что такое положение для Севастополя недопустимо!
Считаю, что в течение ближайших пяти лет мы должны попасть в верхнюю десятку рейтинга.
Что для этого надо сделать?
Начну с базы – с коммунального хозяйства, без которого нормальная жизнь, а тем более развитие города невозможны.
При поддержке федерального центра мы можем и должны реализовать несколько действительно прорывных проектов.
Первое – это газификация. Цель: к 2024 году провести газ во все районы и поселения городского округа. Это реальная задача, если ей заниматься каждый день, – лично убедился.
Второе – обеспечение гарантированного водоснабжения Севастополя. Чтобы понять остроту проблемы, достаточно сказать, что дефицит воды составляет более 15 млн куб. м в год. Это ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность города, ограничивает наши возможности по жилищному строительству, вводу новых социальных и производственных объектов.
Правительством города были проработаны необходимые решения. Речь идет о переброске части паводкового стока реки Коккозка в Чернореченское водохранилище (сразу отмечу: при соблюдении всех экологических требований) и ремонте всех аварийных водопроводных сетей Севастополя, что вдвое снизит потери воды, которые сейчас доходят до 40 %. Это абсолютно недопустимая цифра. У нас дефицит, и при этом еще 40 % воды просто утекает.
Эти предложения я буду докладывать Президенту. Надеюсь получить поддержку Владимира Владимировича Путина, который очень внимательно следит за развитием Севастополя.
Третий знаковый для города проект – притча во языцех – это строительство очистных сооружений «Южные». Сброс неочищенных канализационных стоков в Черное море не прекращался в Севастополе никогда. Такая ситуация ставит под угрозу здоровье жителей и гостей города, разрушает репутацию Севастополя как современного города с хорошей экологией и условиями жизни.
То, что нам удалось добиться возобновить сооружение КОС «Южные», считаю огромным делом. Сейчас работа уже началась. Вы знаете, что вице-премьер Правительства РФ Марат Хуснуллин во время визита взял на особый контроль реализацию проекта. В настоящее время выбран подрядчик, он уже приступил к изучению необходимой документации. Сейчас повторно делаются все необходимые изыскания, исследования, которые устарели за то время, в которое проект не начинал реализовываться. До 7 сентября строители должны выйти на площадку! Но де-факто строительство очистных сооружений уже началось.
Наша цель – с момента полного ввода «Южных» в 2024 году сброс неочищенных стоков в Черное море прекратить! Хотя, честно говоря, 2024-й – это новый срок ввода по ФЦП, но мы, конечно, ставим себе задачу завершить этот проект не позднее 2023 года.
Четвертый проект, который тоже не имел аналогов в Севастополе прежде, – это создание системы отвода и очистки ливневых стоков. Попросту говоря, ливневка. Проект стоимостью свыше 20 млрд руб. предотвратит подтопление и разрушение во время дождей и паводков дорог, сооружений, подпорных стенок. Вы знаете, что по этому проекту уже принято решение, и в настоящий момент в ФЦП заложены средства на проектирование первого участка, к которому мы собираемся приступить в ближайшее время.
И в завершение – пятый проект: внедрение в Севастополе раздельного сбора ТБО. Полагаю, что в связи с этим надо продумать возможность применения гибких тарифов для населения в зависимости от сортировки мусора. Параллельно следует предусмотреть развитие в городе бизнеса по переработке отходов. Раздельный сбор должен создать для него благоприятные стимулы.
Уверен, что к 2024 году мы можем до 40 % снизить долю зарываемых в землю твердых бытовых отходов. Это станет ощутимым вкладом в сохранение экологии города.
Коллеги!
Наряду с развитой коммунальной инфраструктурой современный город немыслим без надежной транспортной системы. К настоящему времени это клубок проблем, но надо начинать их распутывать.
Первое – это качественный текущий ремонт дорог. В ближайшие три года на эти цели будет направлено более 1,3 млрд руб.
Второе – строительство новых, необходимых городу объектов дорожного хозяйства. В этом году мы сдаем Камышовое шоссе. В 2021–2023 годах построим дорогу от него до Казачьей бухты, сделаем развязку на пересечении с проспектом Острякова.
К 2023 году будет открыт восьмой участок трассы «Таврида» до Ялтинского кольца, а само кольцо будет реконструировано.
Третье – оптимальная организация дорожного движения, повышение его безопасности. В этой связи возлагаю большие надежды на внедрение цифровых технологий мониторинга, сбора и анализа информации.
Это проект «Умный город», который применительно к дорожному движению позволит правильно рассчитывать транспортные потоки, парковки и остановки, контролировать и информировать в режиме онлайн о работе пассажирского транспорта.
В дальнейшем «Умный город» поможет создать систему мониторинга и оперативного реагирования не только на дорогах, но и по всему городу. Это повысит защищенность жителей и гостей Севастополя от разного рода чрезвычайных ситуаций, несчастных случаев и криминальных рисков.
Уважаемые коллеги!
Не менее сложные и масштабные задачи, чем по коммунальной инфраструктуре и транспорту, стоят перед нами по изменению городской среды.
Прежде всего – и это хочу подчеркнуть – за основу планов преобразования городских территорий взята обратная связь с жителями, поручения, наказы депутатов.
Еще одним приоритетом, согласно поручению Президента Российской Федерации, является для нас исторический центр города Севастополя, его уникальный архитектурно-градостроительный ансамбль.
Недавно севастопольцы приветствовали открытие Большой Морской и Матросского бульвара. Следующий шаг – Исторической бульвар, вторая очередь Матросского бульвара, улица Ленина, проспект Нахимова.
До конца 2022 года в историческом центре планируется отремонтировать так называемое общее имущество (фасады, кровли, подвалы) в более чем 400 домах, расположенных вдоль основных туристических маршрутов. 98 из этих зданий являются памятниками нашего культурного наследия. По объемам такая программа является беспрецедентной в новейшей истории города.
Следующей зоной приоритетного внимания в плане преобразования городского пространства будет для меня район Казачьей бухты. Там проживают многие семьи военнослужащих Черноморского флота. Меня совершенно не устраивает, когда ко многим кварталам нет нормальных дорог, не благоустроены дворы, не хватает социальной инфраструктуры. Военные, защищающие Севастополь, Крым и страну – а вы знаете по новостям и активности наших противников в Черном море, что это не просто громкие слова, – должны жить в достойных условиях!
С флотом будем решать также вопросы передачи и использования больших участков территории города, которые освобождаются от военных нужд. Это значительный резерв для развития Севастополя, создания новых комфортных городских пространств, и я готов к конструктивному сотрудничеству с командованием флота по этой теме.
Коллеги!
Когда мы говорим о преобразовании городской среды, это не только крупные объекты, но и, казалось бы, мелочи. Между тем без них не может быть удобной жизни в городе.
Надо наводить порядок во дворах, придомовых территориях, внутриквартальных проездах – причем не только в центре, но и по всему городу. В этом году мы ремонтируем свыше 120 таких объектов. Во дворах за два последних года установлено более 160 детских и физкультурных площадок.
Эту работу будем продолжать!
Не хватает полномочий – будем разбираться: если надо, готов передавать. И строго спрашивать за результаты работы. Моя принципиальная позиция: за благоустройство и текущую работу ЖКХ на муниципальных территориях отвечает в первую очередь муниципалитет.
Коллеги!
Наплевательское отношение к облику города в «украинский период» привело к тому, что приходится возрождать самые элементарные вещи. Когда приехал в Севастополь, удивился разбитости и запущенности тротуаров. Придется системно заниматься пешеходной сетью. Это, к слову, 152 километра, которые предполагаем восстановить в течение трех лет.
Из этой же повестки – восстановление уличного освещения. По нормативам Севастополю нужно не менее 44 тыс. уличных светильников, а сейчас имеем порядка 30 тыс. Кстати, к концу «украинского присутствия» в 2014 году было всего 16 тыс. То есть почти в три раза меньше нормы.
Рассчитываю, что мы не позднее 2023 года выйдем на норматив по освещению, то есть прибавим еще полтора раза к существующему количеству. А затем и превзойдем нормативы! Севастополь должен быть прекрасен всегда – и днем, и ночью.
Следующая цель – реконструкция общественных пространств: парков, скверов, зеленых зон. Таких пространств у нас 85. На сегодняшний день благоустроено 34 из них, и жители все время задают вопросы об ускорении этой программы.
Уверен, что мы можем решить эту задачу и в течение ближайших трех-четырех лет благоустроить все общественные пространства Севастополя!
Коллеги!
Ожерелье парков и скверов должно сохранить экологию города. Дополнением к нему являются особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сейчас их 14. По площади они занимают наибольшую долю территории среди всех субъектов Российской Федерации.
Моя позиция: статус ООПТ, после анализа и обсуждения со с?